Изоляция мало способствует развитию подростка

Скаков А.,
кандидат юридических наук, профессор, Астана, Казахстан


Особое значение для развития национальной судебной системы, соответствующей международным стандартам, имеет строительство ювенальной юстиции, одним из правил которой является: «система правосудия в отношении несовершеннолетних должна быть направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего» (см. правило 5 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Пекин, 1985). В большинстве стран мира издавна так или иначе признавалось, что с нарушившими закон детьми следует обращаться иначе, чем со взрослыми. Так, например, в Норвегии уже в Уголовном кодексе XIII в. говорилось, что «взрослым за воровство можно отрубать обе руки, а детям — только одну».

Создание ювенальных судов будет, на наш взгляд, способствовать объективному, всестороннему рассмотрению уголовных дел, возбужденных в отношении несовершеннолетних. При этом в целях изучения личности несовершеннолетнего, учета особенностей в психологии поведения детей в работе данных судов должны участвовать педагоги, психологи, социальные работники и, возможно, врачи. Высказанное нами предложение основывается на результатах изучения деятельности ювенальной юстиции зарубежных стран и судопроизводства Республики Казахстан.

Достоверно известно, что до 70% судимых в несовершеннолетнем возрасте к лишению свободы вновь совершают преступления, чаще всего еще более тяжкие, чем ранее. Это объясняется негативным влиянием криминогенной психологии, существующей в исправительных учреждениях, где несовершеннолетние правонарушители приобретают криминальный опыт и попадают под влияние взрослых преступников. Не подлежит сомнению тот факт, что пребывание в изоляции мало способствует развитию личности подростка.

Чтобы оградить несовершеннолетних от негативных последствий, мы предлагаем предусмотреть исполнение наказаний за совершение преступлений, вплоть до средней тяжести, в семьях правопослушных граждан, что соответствует п. 13.2 Пекинских правил. Данные семьи должны соответствовать определенным критериям (например, родители имеют педагогическое образование, в семье имеются собственные дети). Содержание несовершеннолетних правонарушителей и оплата труда родителей осуществляются государством. К тому же решение проблемы привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности данным образом способствует экономии бюджетных средств государства.

Высказанное нами предложение основывается на том, что в настоящее время во всем мире ставится под сомнение целесообразность назначения лишения свободы как неэффективного наказания. Кроме того, это соответствует международным правовым актам, касающимся несовершеннолетних правонарушителей. Так, п. 4 ст.40 Конвенции о правах ребенка (в соответствии с данным документом ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальным законодательством предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте) прямо указывается на необходимость широкого применения наказаний, альтернативных лишению свободы. В соответствии с указанной статьей к наказаниям, альтернативным лишению свободы, относятся опека и надзор, назначение испытательного срока, воспитание, программы обучения и профессиональной подготовки.

К большому сожалению, в современном судопроизводстве в недостаточной степени используется богатый опыт ранее действовавшего уголовного законодательства. Так, ранее судами Казахстана широко применялась отсрочка исполнения приговора. Многие криминологи — ученые и практики считают нецелесообразным применение отсрочки, хотя, на наш взгляд, данная мера воздействия на несовершеннолетних имеет значительный потенциал, и отрицательный опыт ее реализации объясняется отсутствием должного контроля за поведением испытуемых и непроведением с ними необходимой воспитательной работы.

Широкое применение мер, альтернативных лишению свободы, не дань моде, а насущная необходимость, соответствующая интересам общества и государства. При этом целесообразно изменение порядка отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, для чего требуются соответствующие законодательные изменения и инициативы.

ак, например, уголовно-исполнительное законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании. Принимая во внимание то, что наиболее строгим видом наказания, применяемым в отношении несовершеннолетних, является лишение свободы, хотелось внести ряд предложений по совершенствованию его исполнения.

Так как процесс исполнения наказания в виде лишения свободы в Казахстане построен по прогрессивной системе, при которой правовое положение осужденного меняется бессрочно и комплексно в зависимости от его поведения либо в сторону расширения объема предусмотренных прав, либо в сторону их ограничения, очень важное значение имеет определение степени исправления осужденного. Необходимо учесть, что степень исправления осужденного является оценочным понятием, не поддающимся жесткому определению и регламентации. В действующем законодательстве существуют слишком общие формулировки, характеризующие осужденных, не раскрывающие содержания достигнутой ими степени исправления, допускают применение различных поощрительных мер к лицам, чье поведение может быть оценено одинаково. В результате этого, а также в связи с существующей конкуренцией поощрительных норм правоприменитель лишается возможности
четко классифицировать осужденных и применить к ним конкретные льготы.

Изменить сложившуюся ситуацию может включение в законодательство более подробной классификации как положительно, так и отрицательно характеризующихся осужденных. Положительно характеризующиеся осужденные должны быть разделены на пять групп (встающие на путь исправления, вставшие на путь исправления, твердо вставшие на путь исправления, окончательно вставшие на путь исправления, доказавшие свое исправление), отрицательно характеризующиеся — на три (нарушитель установленного порядка отбывания наказания; лица, систематически нарушающие установленный порядок отбывания наказания; злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания). При этом за каждой классификационной группой будет закреплена возможность конкретным способом изменить свое правовое положение.

Действующим законодательством практически все нормы, составляющие прогрессивную систему отбывания наказания, сформулированы как законный интерес осужденного. Международные правовые акты рекомендуют рассматривать некоторые из них как субъективные права осужденных, что представляется вполне обоснованным в первую очередь с точки зрения ограничения усмотрения администрации исправительных учреждений в целях предупреждения коррупционных правонарушений. Подобное законодательное решение повысило бы в глазах осужденных значимость существующих льготных мер за счет усиления их ответственности за свои судьбы. Позитивное влияние на этот процесс могло бы оказать предоставление осужденным права самостоятельно обращаться в суд с ходатайствами о применении к ним мер, наиболее кардинально меняющих их правовое положение (таких, как условно-досрочное освобождение и замена наказания более мягким видом наказания). В Российской Федерации некоторые эти вопросы уже решены положительно.

Нами предлагается внести изменения в законодательство, предусмотрев возможность перевода осужденных, достигших 18-летнего возраста, в колонии-поселения вместо исправительных колоний общего режима.

В то же время специфические особенности колоний-поселений, являющихся видом исправительных учреждений, не позволяют последовательно строить процесс отбывания в них наказания по прогрессивной системе без соответствующей корректировки законодательства. Условия содержания в колониях-поселениях настолько сильно отличаются от традиционного лишения свободы, что перевод в колонию-поселение можно считать разновидностью замены лишения свободы более мягким наказанием. В целях унификации правовых предписаний целесообразно было бы ввести ступенчатую систему отбывания наказания, включающую условия содержания осужденных и в колониях-поселениях (например, строгие условия содержания, обычные и облегченные).

Достижение ряда стоящих перед наказанием целей невозможно без успешного процесса ресоциализации осужденного, который начинается со времени его нахождения в исправительном учреждении. Прогрессивная система призвана облегчить адаптацию лица, отбывавшего наказание, за счет постепенного смягчения режимных требований по мере исправления осужденного. Скачкообразность в применении к осужденному как поощрительных, так и карательных мер должна быть исключена, особенно в отношении лиц, отбывающих наказание в условиях строгой изоляции.

В целях дальнейшего совершенствования законодательства считаем необходимым внести комплекс иных положений по изменению и дополнению уголовного и уголовно-исполнительного кодекса, включающих вопросы регулирования:

  • установления срока, по истечении которого возможно было бы повторное представление к переводу в учреждение другого вида (например, три месяца или полгода);
  • формулирования индивидуальных обязанностей, возлагаемых на условно-досрочно освобождаемого судом;
  • установление порядка осуществления контроля за поведением условно-досрочно освобожденных и др.

Учитывая международный опыт в строительстве пенитенциарной системы, предлагаем объединить в одном гражданском ведомстве — Министерстве юстиции все изоляторы временного содержания (ИВС) и следственные изоляторы (СИЗО) и МВД, и КНБ. Если передача названных учреждений невозможна, то тогда следует их ликвидировать, возложив исполнение их функциональных обязанностей на следственные изоляторы Министерства юстиции. Данные меры позволят вывести из-под ведомственной подчиненности места предварительного заключения под стражу, предупредят применение пыток и других недозволенных способов ведения следствия и обеспечат права граждан, в том числе и несовершеннолетних, содержащихся в ИВС и СИЗО.

Думается, первым шагом в формировании ювенальной юстиции послужил бы перевод инспекции по делам несовершеннолетних из МВД в ведение гражданского ведомства — Министерство юстиции. Кроме того, в целях обеспечения контроля и оказания социальной помощи несовершеннолетним, в отношении которых суд назначил наказания, альтернативные лишению свободы, а также освобожденным от отбывания наказания, необходимо создать специальную службу, структурно входящую в состав уголовно-исполнительной системы. В перспективе данный орган, объединив с уголовно-исполнительной инспекцией, можно преобразовать в соответствующую международным нормам службу пробации.

Кроме того, необходимо создать центры реабилитации и адаптации освобожденных от отбывания наказаний. Главной задачей данных центров должно являться оказание помощи лицам, отбывшим наказания, в их трудоустройстве, приобретении профессий, решении жилищных проблем, паспортизации. В центрах должны работать педагоги, психологи, социальные работники, юристы, медицинские работники, в том числе и психиатры.

В настоящее время назрела реальная необходимость изучить вопрос строительства частных тюрем. Учитывая проблемы, стоящие перед государством по финансированию строительства новых исправительных учреждений, соответствующих международным стандартам, привлечение частного капитала в данную сферу экономики способствовало бы улучшению условий содержания осужденных.

Современное развитие уголовно-исполнительного
законодательства настоятельно требует создания психологической службы в составе уголовно-исполнительной системы из расчета один психолог на 50–60 осужденных. Функциональной обязанностью психологов будет изучение личности осужденных и выработка рекомендаций по их исправлению. Учитывая особую значимость труда в воспитательном процессе, проводимом с осужденными, необходимо принять ряд срочных мер по повышению уровня их трудовой занятости. Участие осужденных в трудовой деятельности обеспечит их социальную реабилитацию, создаст необходимые предпосылки для улучшения их условий содержания, разрядит микроклимат в коллективах осужденных, восстановит социальные связи с внешним миром.

Важнейшей задачей исправительных учреждений является профессиональное обучение несовершеннолетних осужденных специальностям, необходимым для современного производства. В исправительных учреждениях и организациях должны быть созданы условия для получения профессий, которые позволили бы освободившимся от отбывания наказания лицам устроиться на работу. Например, желающим следует предоставить возможность изучить компьютер.

В качестве предложения по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства нами предлагается ст. 124, 136 УИК РК изложить в следующей редакции:

«Статья 124. Колонии-поселения

1. В колониях-поселениях для осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, отбывают наказание лица, осужденные к лишению свободы на срок не свыше семи лет, а также осужденные, достигшие 18-летнего и 20-летнего возраста и переведенные из воспитательных колоний для дальнейшего отбывания наказания. В колониях-поселениях для положительно характеризующихся осужденных отбывают наказание осужденные, переведенные из колоний общего и строгого режимов, а также отрицательно характеризующиеся осужденные, достигшие 18-летнего возраста, переведенные из воспитательных колоний в порядке, предусмотренном статьями 73 и 136 настоящего Кодекса.

2. В обоих видах колоний-поселений осужденные отбывают лишение свободы в строгих, обычных и облегченных условиях содержания.

3. В обычных условиях колоний-поселений обоих видов отбывают наказание осужденные, поступившие в данное исправительное учреждение, а также осужденные, переведенные со строгих и облегченных условий отбывания наказания.

4. При наличии поощрения за примерное поведение и добросовестное отношение к труду и иным средствам исправительного воздействия по отбытии не менее шести месяцев срока наказания в обычных условиях осужденные переводятся в облегченные условия.

5. В строгих условиях содержатся осужденные — злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания, переведенные из обычных условий содержания.

6. Отбывающие наказание в облегченных условиях осужденные, систематически нарушающие установленный порядок отбывания наказания, переводятся в обычные условия содержания.

7. Перевод со строгих условий содержания в обычные производится не ранее шести месяцев при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания. При досрочном снятии ранее наложенного взыскания и добросовестном отношении к труду и иным средствам исправления осужденный переводится в обычные условия содержания немедленно.

8. Осужденные, переведенные из других колоний-поселений, отбывают наказание в тех же условиях, которые были им определены до перевода.

9. В одной колонии-поселении могут содержаться осужденные мужчины и осужденные женщины. Осужденные, совершившие преступления в соучастии, отбывают лишение свободы, как правило, раздельно.

Статья 136. Перевод осужденных к лишению свободы из воспитательных колоний в колонии-поселения.

1. Отрицательно характеризующиеся осужденные, достигшие 18-летнего возраста, переводятся из воспитательной колонии для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение для положительно характеризующихся осужденных.

2. Решение о переводе осужденного, достигшего 18-летнего возраста, в колонию-поселение для осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, применяется судом в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан.

3. Все осужденные, достигшие 20-летнего возраста, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии в колонию-поселение для осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, по постановлению начальника воспитательной колонии.

Вносимые нами предложения не бесспорны, однако они направлены на создание органов ювенальной юстиции, совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы, обеспечение прав несовершеннолетних осужденных. Правосудие в отношении несовершеннолетних должно основываться на таких мерах, которые поощряют процесс изменения поведения, помогая несовершеннолетнему правонарушителю почувствовать ответственность за свои поступки и понять, как они отражаются на других; способствуют социальной интеграции несовершеннолетнего, а не его отчуждению от общества; позволяют избежать официальное судопроизводство и по возможности применение строгих видов наказания, таких, как лишение свободы.