Роль специалиста и эксперта в судебном процессе в отношении несовершеннолетнего

Дрейзин А.А.,
Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании»,
г. Москва;
Рябцев Г.В.,
доцент кафедры трудового, уголовного и пенсионного права
Курского института социального образования (филиала РГСУ),
кандидат социальных наук


Актуальность проблем и перспектив совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних обусловлена рядом причин, каждая из которых может быть отдельной темой о сложном положении в среде защиты прав и законных интересов детей в России.

К сожалению, действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает института ювенальной юстиции, формирование региональной нормативно-правовой базы ограничивается лишь принятием законов, направленных на улучшение качества жизни детей, и закрепление положений о работе учреждений и органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В связи с этим внедрение ювенальных технологий осуществляется только по инициативе самих субъектов РФ с использованием кадровых, финансовых и правовых возможностей, а также иных ресурсов.

В настоящее время в Российской Федерации элементы ювенальных технологий в своей работе используют суды Ростовской, Иркутской, Ленинградской, Брянской, Липецкой, Камчатской, Владимирской, Ивановской, Саратовской, Оренбургской, Волгоградской, Московской областей, Еврейской автономной области, Пермского края, Республик Хакасии и Карелии, г. Санкт-Петербурга и Москвы.
Разобщенность, отсутствие единого федерального законодательства и практики усугубляют развитие и продвижение ювенальных технологий.

В своей работе мы попробуем осветить проблему применения ст. 421 УПК РФ по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

Согласно ч. 1 ст. 421 УПК РФ при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК, устанавливаются:

1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;

2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;

3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознать фактический характер и общественную опасность действия (бездействия) либо руководить ими (ст. 421 УПК РФ).

Подготовка ответов на указанные вопросы за рубежом является прерогативой службы пробации несовершеннолетнего, которая сопровождает последнего на протяжении всего периода взаимодействия его с системой ювенальной юстиции (кейс-менеджмент).

Однако российские регионы по-разному подходят к вопросу кейс-менеджмента в рамках судебного процесса, в частности подготовки отчета (доклада) о личности несовершеннолетнего преступника.

Так, например, в Ростовской области сложилась следующая практика подготовки доклада суду о личности несовершеннолетнего подсудимого: суд привлекает к участию в деле специалистов органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних со стадии поступления дела несовершеннолетнего на рассмотрение в суд.

Непосредственно это обеспечивается следующим образом: в 15 районных федеральных судах Ростовской области в штаты судов введены помощники судей с функциями социального работника.

Отчет суду о личности несовершеннолетнего готовит помощник судьи с функциями социального работника с момента поступления в суд уголовного дела в отношении несовершеннолетнего.

Такой отчет оформляется в виде Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя.

Помощник судьи при составлении указанной карты использует следующую информацию: изучает в материалах уголовного дела характеристики несовершеннолетнего, сведения о его образе жизни и семье, запрашивает дополнительную информацию из органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту его жительства, запрашивает дополнительные сведения из школы, из органов опеки и попечительства.

Карта приобщается к материалам уголовного дела, оглашается в судебном заседании, исследуется всеми участниками процесса. Содержащиеся в Карте сведения судья учитывает при принятии решения о возможности применении принудительных мер воспитательного воздействия или о наказании, и в соответствии с положениями ст. 88 УК РФ суд может дать указания органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.

В тех судах Ростовской области, где не предусмотрено в штате специальной должности помощника судьи с функциями социального работника, аналогичная работа проводится помощником судьи, закрепленным за судьей, специализирующимся на рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних.

Обычно Карта социального сопровождения содержит информацию оценки рисков (потребностей) по следующим областям:

  • —   предыдущие преступления и правонарушения;
  • —   отношение к преступлению;
  • —   приняты ли меры по заглаживанию вреда, причиненного потерпевшему;
  • —   обстановка в семье, отношение с родителями;
  • —   образование, трудовая занятость;
  • —   отношения со сверстниками;
  • —   злоупотребление алкоголем или токсическими веществами;
  • —   свободное время, организация досуга;
  • —   личность, характер, отношение, ориентация (культурные и лингвистические особенности, интеллектуальное развитие, поведенческие проблемы, медицинские и духовные потребности и т.п.);
  • —   план кейс-менеджмента (предложение о том, какую именно и в какой последовательности индивидуальную профилактическую работу следует проводить с несовершеннолетним после суда).

На наш взгляд, все вышеуказанные действия не совсем правильно подпадают под действующее уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации.

В соответствии со ст. 74 УПК РФ доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств подлежащих доказыванию, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Указанная Карта социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя как раз относится в соответствии со ст. 74 УПК РФ к иным документам, имеющим значение для уголовного дела. Однако ст. 84 УПК РФ четко указывает, что относится к иным документам, если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств указанных в ст. 73 УПК РФ, т.е. именно сведения. Однако, как видно из Карты, она содержит помимо сведений о несовершеннолетних преступниках также предложения и выводы по направлению и содержанию индивидуальной профилактической работы, что автоматически подпадает под содержание ст. 80 УПК РФ — заключение специалиста, представленное в письменном виде, в виде суждения по вопросам, поставленным перед специалистом сторонами. Но в таком случае возникает парадоксальная ситуация — специалистом является помощник судьи!

Более того, согласно ст. 80 УПК РФ показания специалиста — сведения, сообщенные им на допросе об обстоятельствах, требующих специальных познаний, а также разъяснения своего мнения в соответствии с требованиями ст. 53, 168 и 271 УПК РФ. Однако для составления Карты социального происхождения требуются познания как в социологии и педагогике, так и в медицинской психологии. Рациональнее было бы назначать в соответствии со ст. 196, 201 УПК РФ судебную комплексную экспертизу, тем более в соответствии со ст. 80 и 205 УПК РФ, эксперта можно допросить для разъяснения данного им заключения.

Специалист (ст. 188 ГПК)
Эксперт (ст. 83-87 ГПК)
1. Назначается для получения лишь консультаций, пояснений и непосредственной технической помощи.1. Назначается при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства, ремесла.
2. Обычно в качестве специалиста назначается гражданин.2. Обычно проведение экспертизы поручается судебно-экспертному учреждению.
3. Никаких материалов для исследования не получает.3. Ему передаются материалы дела на экспертизу.
4. Не проводит никаких исследований, назначаемых на основании определения суда.4. Проводит исследование представленных материалов.
5. Не составляет заключения.5. Составляет экспертное заключение.
6. Не предусмотрена возможность проведения консультаций комиссией специалистов.6. Допускается и комиссионная экспертиза.
7. Два и более специалиста не дают комплексных консультаций, пояснений.7. Допускается проведение комплексной экспертизы.
8. Письменная консультация оглашается и приобщается к делу.8. К делу приобщается заключение эксперта.
9. Не предусмотрена возможность дополнительной или повторной консультации специалиста.9. Проводится и дополнительная и повторная экспертизы.
10. На время консультаций специалиста производство по делу не может быть приостановлено10. На время проведения экспертизы производство по делу может быть приостановлено.

Поэтому более целесообразно и логично с точки зрения закона, поручить давать указанные заключения для суда согласно ст. 421 УПК РФ комплексной экспертизе. Это может быть социальная психолого-педагогическая, психиатрическая, медико-психологическая и т.д. Проведение именно такой комплексной экспертизы (специалистами в своей области, а не помощниками судей) в отношении несовершеннолетнего будет закономерным и в полной мере соответствовать закону, в том числе и международным нормам (Пекинские правила). Проведение такой комплексной экспертизы в настоящее время можно поручить судебно-психиатрическим учреждениям, дополнив штат учреждения специалистами по социальной работе. В дальнейшем, с принятием закона о ювенальной юстиции, целесообразно предусмотреть институт социальной психолого-педагогической судебной экспертизы.